Где теряются продажи? Ищем в 6 этапов
Непростая задача — запустить онлайн-продажи. Вроде бы в сайт уже вложились, рекламные каналы гонят трафик. И заявки идут, а продаж — ноль. Вложения не окупаются.
Непонимание. Боль. Разочарование. Начинают закрадываться в голову мысли — это наверно подрядчики что-то не так делают.
Перед тем как начинать процесс смены подрядчика, рекомендуем самостоятельно провести анализ работы отдела продаж. Для этого не стоит сразу приступать к академическим ABC-анализам или строить матрицу BGG — лучше сначала обратить свое внимание на базовые моменты.
Мы предлагаем провести анализ продаж в 6 этапов.
Этап 1
Первым делом анализируем основные показатели бизнеса, известные каждому руководителю — это чистая прибыль и рентабельность.
Здесь, все-таки придется обратиться к формулам. Для тех, кто забыл как вычислять, напоминаем:
В результате вы увидите, сколько прибыли в чистом виде приносит Ваше “детище” за месяц или год. А также поймете, окупается ли бизнес и приносит ли он прибыль в принципе: если Вашему бизнесу уже несколько лет, а рентабельность нулевая или отрицательная — нужно срочно что-то менять в бизнес-процессах или закрывать компанию.
Этап 2
Если появилась необходимость проанализировать продажи, значит, предшествовать этому могло снижение вышеуказанных показателей. Проверяем, нет ли технических “косяков”, например:
-
работают ли телефоны, указанные на сайте;
-
Нет ли проблем с АТС - часто встречаются проблема, когда сам по себе звонок проходит, но по какой-то причине не доходит до телефона менеджера.
-
Работают ли формы обратной связи на сайте.
-
Доходят ли до отдела продаж заявки.
Для проверки нужно отправить заявку с каждой формы, позвонить с каждого телефона — убедиться, что все доходит во время и в процессе не теряется. Рекомендуем данную процедуру проводить хотя бы раз полгода, т.к. технические проблемы имеют свойство появляться в самый неожиданный момент и долго оставаться незамеченными.
Этап 3
Если на технической стороне все в порядке, то проверяем, а есть ли у менеджеров по продажам то, с чем, собственно, работать?
-
Смотрим, настроен ли в вашем бизнесе поток входящих обращений от клиентов - будь то заявки с сайта или звонки. Ведь именно их отдел продаж будет трансформировать в прибыль компании.
-
Проверяем, все ли заявки внимательно отслеживаются и попадают в обработку менеджерам. Многих бизнесменов в этом вопросе выручает crm - при грамотной настройке, в нее попадают все заявки (со звонков, мессенджеров, сайта, соц сетей и почты); здесь же можно отслеживать ход работы по каждому клиенту; здесь же нажатием одной кнопки формировать промежуточные и итоговые отчеты по продажам.
-
Если Вы обнаружили, что заявок от клиентов объективно мало - увеличиваем их количество. Способов привлечь в компанию новые заявки/заказы существует великое множество. Вот наиболее популярные из них:
-
связка “сайт+SEO”(продвижение сайта в органической выдаче);
-
связка “сайт+контекстная реклама” (реклама в Яндекс/Гугл);
-
связка “сайт+таргетированная реклама”;
-
связка “Сообщество в соц сетях + таргетированная реклама”;
-
SMM-продвижение в любой из соц сетей;
-
разработка бонусной программы, которая поощряет клиентов за приглашения своих знакомых и друзей к покупкам в вашей компании;
-
работа с существующей клиентской базой (допродажи, новый продукт, продукты/услуги на абонентском использовании);
-
сайты-агрегаторы, где можно разместить Ваши услуги;
-
реклама на сайтах партнеров;
-
и др.
-
Этап 4
Одной из причин может стать работа отдела продаж. Чтобы понять, так ли это — в первую очередь проверьте:
-
берут ли трубку менеджеры;
-
своевременно ли они реагируют на заявки;
-
насколько заинтересованно и доброжелательно они общаются с клиентом;
-
соблюдают ли договоренности о последующих контактах с клиентом и в назначенный ли срок;
-
грамотно ли используют предоставленные Вами скрипты и рекомендации по общению;
-
отрабатывают ли возражения клиентов.
Как проверить? Есть два варианта:
-
Проводить “контрольные закупки”, пользоваться услугами тайных покупателей - все это разовые проверки. Не очень удобно.
-
Настроить ведение сделок в CRM и подключить телефонию. Что вам это даст?
-
CRM - в ней будут фиксироваться все поступающие заявки. По всем заявкам вы будете видеть на каком этапе обработки они находятся, в какой срок обрабатываются. Автоматически подбиваются все суммы заказов. Также вы сможете просчитать пожизненную стоимость клиента, так как данные по заказам будут храниться в одном месте.
-
Коллтрекинг - позволяет записывать как входящие, так и исходящие звонки. В связке с CRM дает возможность привязать звонок к заявке. Вы практически в онлайн-режиме сможете контролировать общение продавцов по телефону.
В результате ни одна заявка не будет утеряна. А если и будет — вы достаточно легко сможете выявить и устранить причину.
Этап 5
Если поток заявок идет, доходит до специалистов, они качественно общаются, а продаж все равно нет — проверьте, на ту ли целевую аудиторию вы настроились?
Здесь нам поможет настройка сквозной аналитики. Вы будете видеть с какого рекламного канала вам поступили конкретные заявки. Если это контекстная реклама или таргетированная, то вы сможете отследить какие конкретно объявления и группы объявлений генерируют низкокачественные заявки и принять меры — отключить неугодные или поставить задачу подрядчикам поработать над качеством трафика.
Этап 6
Ну и последнее — если пункты со 2 по 5й выполнены и с ними все в порядке — остается понять, конкурентоспособно ли ваше предложение? или может быть стоит пересмотреть свойства и стоимость вашего продукта/услуги.
Проверить предложение на конкурентоспособность Вам поможет анализ основных конкурентов в вашей нише, а также ознакомление с правилами формирования грамотного УТП.
В итоге, к чему вы придете, если последовательно пройдете 6 этапов анализа продаж?
Чего вы добьетесь? Ясной картины: какие механизмы не работают; почему покупатель не пользуется услугами или не покупает ваши товары; до какого пункта он доходит, прежде чем сказать нет или да.
Делайте выводы, внедряйте, держите руку на пульсе.
Желаем вам больших продаж!